Станции Сукманы – 80 лет

Фото: gazeta-newday.ru
В октябре 1913 года открылось движение по железнодорожной ветке станция Чайковская – станция Нытва, соединившей Нытвенский железоделательный завод с центральной магистралью Пермь – Вятка (Киров). Строительство дороги финансировало Камское акционерное общество, в составе которого был завод. Ближний железнодорожный разъезд (пункт при одноколейном пути, где могли разъехаться встречные поезда) перед Нытвой получил название Сукманы, от одноименной, рядом стоящей деревни.    В середине 30-х годов прошлого столетия на правом берегу р. Камы, ныне ниже п. Уральского, было выявлено большое месторождение гравия, ценного природного материала при строительстве дорог и в производстве бетона. В интересах народного хозяйства от разъезда к месторождению подвели железную дорогу. Забегая вперед, отмечу, что эта рельсовая дорога сыграла решающую роль в выборе места строительства фанерного комбината. Важный исторический факт. Предприятие по добыче гравия, который грузили экскаватором прямо в вагоны, стало называться Сукманским балластным карьером. Оно относилось к Министерству путей сообщения. С 1938 года разъезд стал станцией.  В 1940 году от ветки на карьер протянули железнодорожный путь до крупного Новоильинского сплавного рейда. С началом строительства фанерного комбината (1948 г.) в балластный карьер начали поступать грузы для новостройки, а с 1949 года – первое промышленное оборудование. Вскоре начались подготовительные работы для прокладки железнодорожного пути от работающей ветки к строящемуся предприятию деревообрабатывающей промышленности. Движение поездов по этому пути началось в 1956 году, когда стал работать фанерный комбинат. Во второй половине 50-х годов на станцию Сукманы поступали грузы для трех работающих предприятий – фанерного комбината, сплавного рейда, завода стандартного домостроения в Новоильинском. Соответственно со станции в разные города отправлялись вагоны с готовой продукцией этих предприятий. С планируемым подъе- мом воды в реке от Воткинской гидроэлектростанции Сукманский балластный карьер был ликвидирован в 1958 году. В начале 60-х годов началось строительство прямой железной дороги от станции Сукманы к фанерному комбинату через лесной массив, которая начала действовать с 1965 года. С расширением производства на предприятиях соседних поселков на реке Каме в них росло число жителей, а значит, увеличивалось количество пассажиров, совершавших поездки по железнодорожной дороге. Особенно многолюдно было в осенне-зимний период, когда пассажирский речной флот на Каме прекращал работу. Небольшой зал ожидания для пассажиров на станции Сукманы не вмещал всех людей. С открытием автобусных маршрутов до Перми и Краснокамска пассажиропоток несколько уменьшился.  Для работающих при станции железнодорожников – дежурных, стрелочников, обходчиков путей и специалистов других профессий – было построено жилье: два небольших дома, а в километре от станции – дома барачного типа. Это место по документам называлось Железнодорожной Казармой. Несколько жилых комнат было в самом здании станции. Люди имели надворные постройки для домашнего скота и огороды. По официальной статистике 1963 года, на станции проживало 16 человек, а на Казарме – 55 человек. Подписку на периодические печатные издания (газеты, журналы) работники оформляли через отделение дороги в Перми. Посылки, письма и другая корреспонденция доставлялись с пригородным поездом. Культурно-развлекательные мероприятия для железнодорожников проводились в дни, когда на станцию прибывал вагон-клуб. В магазине, работавшем от железной дороги, был богатый ассортимент продовольственных и промышленных товаров. С приходом в русское государство больших перемен и новых порядков значительно уменьшилось количество грузов, перевозимых по железным дорогам. С 1 января 1997 года пригородный пассажирский поезд Нытва – Чайковская снят с маршрута. Пассажирские перевозки прекращены. Железнодорожный путь Сукманы – Новоильинский был демонтирован в начале текущего столетия. Сегодня грузовая станция Сукманы обслуживает одно крупное предприятие – фанерный комбинат.  За период работы станции с 1945 по 2017 годы ее возглавляли десять руководителей. Самый продолжительный срок отработали в должности начальников М. С. Мокрушин, Л. А. Аликина, а Л. А. Мичкова возглавляла коллектив в течение двадцати одного года. Сегодня на две станции – Нытва и Сукманы – один начальник, находящийся в Нытве. Интересно сложилась судьба сестер-близнецов Вали и Кати Силуковых. После окончания Верещагинского железнодорожного техникума молодые специалисты начали работать дежурными по станции в марте 1983 года. И выполняют эту работу на протяжении долгих 35 лет, став в своих семьях уже бабушками. Уважаемые железнодорожницы любят свою работу и довольны, что так удачно все сложилось в их жизни.  Анатолий СТАРКОВ.   Фото предоставлено автором.   Коллектив работников станции Сукманы. 1975 год.  
 
По теме
JPG Файл - ГУ МВД Пермского края 19 и 20 сентября 2018 года на территории 48 муниципальных образований края проходит широкомасштабная социальная кампания «Лайк водителю», направленная на профилактику дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.
19.09.2018
 
Покажут как надо - Business Class Пермские власти просят 600 млн рублей из краевого бюджета на обновление подвижного состава и трамвайных путей.
19.09.2018
Покажут как надо - Business Class Пермские власти просят 600 млн рублей из краевого бюджета на обновление подвижного состава и трамвайных путей.
19.09.2018 Business Class
Госавтоинспекторы Лысьвы совместно с общественниками в рамках профилактического мероприятия «Месячник безопасности дорожного движения» проводят «Уроки вежливости на дороге!» для учащихся образовательных учреждений.
19.09.2018 Администрация г.Лысьва
Сотрудниками отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) Управления МВД России по г. Перми задержаны двое молодых людей по подозрению в угоне.
20.09.2018 ГУ МВД Пермского края
В Кировском районе в утреннее время в одной из квартир дома по ул. Чистопольской в результате ссоры, возникшей в ходе распития спиртных напитков, двое неработающих,
20.09.2018 ГУ МВД Пермского края
АКЦИЯ 22 сентября – «День без автомобиля» - Газета Новости Кунгурского края В современном мире не только в мегаполисах, но и в маленьких городах в связи увеличением количества автомобилей, возникает проблема загрязнения воздуха выхлопными газами.
19.09.2018 Газета Новости Кунгурского края
Поддержим чайковских хоккеистов! - Администрация Чайковского В Чайковском 21-23 сентября на крытом ледовом катке «ТЕМП» пройдет турнир «Кубок СК «ТЕМП» по хоккею с шайбой среди команд 2011 г. р.  В соревнованиях участвуют пять команд из Перми, Ижевска, Краснокамска и Чайковского.
20.09.2018 Администрация Чайковского
12 сентября в Оренбурге в сквере у памятника Герою России Александру Прохоренко состоялось торжественное открытие шестого окружного финала юнармейской военно-патриотической игры «Зарница Поволжья-2018».
14.09.2018 Газета Новости Кунгурского края
Сотрудниками отдела полиции № 4 (дислокация Мотовилихинский район) Управления МВД России по г. Перми задержаны двое молодых людей по подозрению в угоне.
20.09.2018 ГУ МВД Пермского края
21 сентября 2018 года с 15.00-17.00 ч. в Управлении Росреестра по Пермскому краю (далее – Управление) будет проведена единая «горячая» телефонная линия по вопросам государственного земельного надзора.
20.09.2018 Администрация Добрянского района
Погода в Кунгуре и Кунгурском районе 18-19 сентября - Газета Новости Кунгурского края По данным Пермского гидрометцентра ожидаются неблагоприятные погодные явления 18-19 сентября ночью местами ожидается кратковременный дождь, днем дождь, местами сильный, в отдельных районах гроза.
18.09.2018 Газета Новости Кунгурского края
Отключение электроснабжения связано с ремонтными работами. 24 сентября с 10:00 до 18:00 будет отсутствовать электроснабжение в некоторых населенных пунктах Усольского района: Быстрая, Карандашово, В.Кондас, Мостовая, Городище,
19.09.2018 Bb59.Ru