Пока гром не грянул…

Прошло более четырех месяцев со дня той ужасной и страшной трагедии в Пермской школе № 127, в которой двое подростков-учащихся устроили кровавую резню: пострадали совершенно невинные учительница и школьники. Это событие нельзя ни забыть, ни сопереживать – думаю, шок еще долгое время будет в сердце и душе каждого пермяка и не только.   Газета «Звезда» в своей статье от 5 апреля «Воспитывать, а не охранять» подняла наиважнейшую проблему: школа – это учреждение учебное и воспитательное или режимно-охранное? Очень жаль, что проблемы учебных заведений вообще интересуют многих сегодняшних управленцев в образовании, руководителей районных, городских и сельских поселений только с позиции статистических, всевозможных нужных, а чаще ненужных отчетов, справок, сообщений, подтверждений. Начиная с 90-х годов 20 века учителя, классные руководители, директора всех уровней образовательных учреждений более половины рабочего времени вынуждены тратить именно на это. А ведь образовательные учреждения – это прежде всего дети, их родители, учителя – т.е. учебно-воспитательный процесс. И совершенно правильно А. Иванов, автор «звездинской» статьи, недвусмысленно «проехался» по тому, как Министерство образования Пермского края в очередной раз невнятным образом отреагировало на беду в школе г. Перми: проверки, догадываюсь – чаще по телефону, информации, справки, доклады и т.п. с акцентом на так называемый режим, борьбу с последствиями в своих отчетах там и тут. О причинах – ни слова. А тут нужны и важны не отчеты, не справки, а живые и очень конкретные дела с посещением школ, хотя бы для начала многочисленных и «сложных». Я начинал трудовую деятельность руководителем средней школы № 2 в 80-ые годы, далее – комплекса школы № 2-гимназии. Думаю, мне и многим уважаемым коллегам в районе: Л.Ф. Улиткиной, И.И. Хавруку, З.Ф. Матросовой, В.Н. Санниковой, А.М. Черемных, А.М. Сидоркиной, Н.Б. Никулиной, В.С. Поповой, Т.Ф. Белобородовой, В.А. Зедиярову, В.А. Паклину, М.С. Бояршинову, В.Н. Циркулю и другим сильно повезло, что руководили в то время областным управлением образования настоящие профессионалы, очень авторитетные люди, опытные управленцы В.И. Качуровский, В.А. Заинчковский, А.Л. Зимин (кстати, выпускник нашей прекрасной школы), которые сами лично порой не по одному разу в год приезжали в школы, в т.ч. и в нашу, и не на словах, а на деле, во-первых, помогали, во-вторых, на ежегодных больших августовских педсоветах шел практичный разговор о школе, детях, учителях, естественно, о проблемах с акцентом на обучение и воспитание, а потом о режиме и охране. Последнее тоже важно, но далеко не основное. Главное – обучение и воспитание! И здесь как никогда велика роль семьи и всех, кто работает в образовательных учреждениях. А тут очень серьезные проблемы. Из опыта знаю: в последние годы в большинстве школ примерно каждый третий учащийся воспитывается в неполной или неблагополучной семье, а это значит, что роль семьи значительно снижается. Школа просто вынуждена брать ответственность на себя. А как быть, если школу просто «топят» сверху в бюрократической бумажной и электронной отчетности, чаще никому не нужной. В большинстве небольших школ, особенно сельских, в штате или нет вообще, или только на малую часть ставки работают психолог, социальный педагог, замдиректора или организатор воспитательной работы, плюс проблемы с кадрами на эти должности. Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что в последние годы правоохранительные органы, полиция и прокуратура, меньше стали уделять внимание школе по тем же причинам – засилье в бюрократических отчетах и бумагах. И все же я с большой благодарностью вспоминаю бывшего руководителя нытвенской полиции О.С. Митягина и экс-прокурора Н.Н. Тройнича, которые при всей своей занятости школу не забывали – целенаправленно и, что очень важно, эффективно помогали. Помощник прокурора Л.В. Щукина, инспекторы полиции Д.В. Соколова и М.М. Бекренева практически ежедневно приходили в учебные заведения, встречались и беседовали со школьниками, учителями, классными руководителями, специалистами. Они порой не хуже педагогов знали детей, их семьи, особенно тех, кому нужны были соответствующие внимание и поддержка. Вот это и есть живая и систематическая профилактическая работа. Так ли везде? Думаю, что нет! Не претендуя на истину, попытаюсь изложить несколько практических советов или предложений, естественно, из своего опыта и опыта многих своих бывших и работающих коллег: как можно и нужно воспитывать, а не охранять, как не на словах, а на деле помогать школе, чтобы растить детей. Хороший пример показывает наш губернатор М.Г. Решетников, который в начале своей карьеры побывал в родной школе, а совсем недавно на одно из совещаний пригласил депутатов ГД и своих помощников и очень четко обозначил эту проблему: она есть, реально существует и ее нужно решать! Подобные совещания нужны под руководством местной власти в районе, городе, поселке, селе и приглашать на них необходимо в первую очередь действующих руководителей школ, по возможности бывших, т.е. ветеранов, руководителей  управлений образования, прокуратуры, полиции, родительской общественности. Ввести в практику каждый рабочий день полицейским – участковым и инспекторам по делам несовершеннолетних, работникам прокуратуры начинать с образовательных учреждений, а не в своем кабинете. Встречаться и беседовать надо с детьми, пользы для семей и общества во сто крат будет больше! Обращаюсь к нашему губернатору Максиму Решетникову с просьбой оградить руководителей образовательных учреждений и, на мой взгляд, руководителей всех государственных, муниципальных предприятий и бизнеса от излишней бумаготворческой и «компьютерной» информации. Пользы и порядка от этого только прибавится. И как можно больше практической помощи школе, детям, учителю! Более эффективная работа в этом направлении нужна СМИ – телевидению, радио, газете. Разве можно называть плохим опыт советского периода, когда все центральные, районные, городские газеты на первых страницах славили человека труда, положительный опыт, вскрывали недостатки? А так ли теперь?  А вот проблемы экономики, производства в отраслях народного хозяйства, трудовых ресурсов и демографии, юридической и правовой грамотности, ведения бизнеса, учреждений культуры, спорта, школ и других образовательных учреждений, семьи, человека появляются не так часто и причем с оглядкой на «высокий» взгляд. Думаю, плюсов от такого подхода нет, а минусы – налицо, в т.ч. и в такой наиважнейшей сфере нашей жизни – в образовании, в детской, подростковой и молодежной среде. Нередко отдельные чиновники констатируют, что теоретически школу можно сделать так называемым островком безопасности, а вот практически школа, семья, дети нуждаются в пристальном внимании, помощи, заботе и поддержке, пока в очередной раз гром не грянет. Однажды один из мудрых людей, психолог Карнеги сказал: «Сначала человек, а потом дело, которому он служит» – и не важно, взрослый это или начинающий жить на земле. Правы «звездинцы», которые на своих страницах нередко утверждают: «воспитывать детей, все наше общество надо в первую очередь», а воспитанных людей охранять просто будет не от кого и в этом не будет острой необходимости. Очень надеюсь, что уважаемая и любимая мною районная газета «Новый день» будет чаще публиковать на своих страницах материалы под рубрикой «Воспитывать, а не охранять», а еще лучше – больше и шире о семье, о школе, о детях, в т.ч. о безопасности человека. Тут спешить надо – не успеем, значит, в очередной раз опоздаем. Пока гром не грянул… Борис Гилев,  заслуженный учитель России,  ветеран педагогического  труда.  
 
По теме
Начальник департамента образования Перми встретилась с родителями учеников и педагогами школы-интерната №12 - Администрация города Перми В закрываемой железнодорожной компанией школе состоялась встреча с родителями учащихся и педагогическим коллективом учреждения.
03.06.2018
Пять популярных вопросов о согласовании границ   Мало кого сегодня можно удивить понятиями «межевание», «установление границ», «согласование их местоположения».
18.09.2018
 
ГИБДД Краснокамска информирует - Администрация г.Краснокамск  «ЛАЙК ВОДИТЕЛЮ!» С 19 по 20 сентября 2018 г. в Пермском крае пройдет широкомасштабная кампания «Лайк водителю!» Цель кампании — посредством внедрения новой традиции взаимодействия участников дорожного движения,
18.09.2018
 
На территории Чайковского района регулярно проводится профилактическое мероприятие по выявлению нарушений по перевозке юных пассажиров «Ребёнок – пассажир»,
18.09.2018
Пермская ТПП просит администрацию города увеличить число рекламных конструкций и снизить аренду - Business Class Автор: Кирилл Перов Пермская торгово-промышленная палата направила письмо в адрес главы Перми Дмитрия Самойлова с предложениями усовершенствовать схему размещения рекламных конструкций.
18.09.2018
Теодор Курентзис – Командор ордена Феникса - Nesekretno.Ru Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис будет удостоен государственной награды Греции - ордена Феникса степени Командор, сообщает пресс-служба театра.
18.09.2018 Nesekretno.Ru
Осенний кросс в Завокзальном - Администрация Чайковского В минувшую субботу, 15 сентября, в Завокзальном лесу прошел традиционный осенний кросс.
18.09.2018 Администрация Чайковского
12 сентября в Оренбурге в сквере у памятника Герою России Александру Прохоренко состоялось торжественное открытие шестого окружного финала юнармейской военно-патриотической игры «Зарница Поволжья-2018».
14.09.2018 Газета Новости Кунгурского края
Погода в Кунгуре и Кунгурском районе 18-19 сентября - Газета Новости Кунгурского края По данным Пермского гидрометцентра ожидаются неблагоприятные погодные явления 18-19 сентября ночью местами ожидается кратковременный дождь, днем дождь, местами сильный, в отдельных районах гроза.
18.09.2018 Газета Новости Кунгурского края
Дорожно-транспортное происшествие случилось прошедшей ночью. Так, 18 сентября в 00:35 в Березниках по улице Пятилетки, в районе дома №116, двигался автомобиль Рено Логан, которым управлял 32-летний мужчина.
18.09.2018 GorodBerezniki.Ru